Бронзовый странник

Крестный ход
Л. Соломаткин. «Крестный ход». Холст, масло. 1882 г.

«Сам царь, с своим сыном Алексеем Михайловичем, при многочисленном стечении народа, выходил принять эту святыню с подобающею честию; св. икона остановилась недвижима пред самыми вратами белого города. По принесении в Москву иконы Страстной Божией Матери, боголюбивое сердце благочестивого царя Михаила Федоровича пожелало ознаменовать день посещения Богоматери, и, по совещании с святейшимъ патриархом Иосифом, «повеле возградити церковь каменну…» [1]. Так в 1642 году было положено начало знаменитому Страстному девичьему монастырю.

Вид Страстного монастыря
Н. Найденов. Вид Страстного монастыря до 1855 г. (снимок с гравюры, 1886 г.)

22 октября 1812 года колокольный звон чудом уцелевшего Страстного монастыря стремительно разнесся над тысячами сгоревших домов и возвестил о долгожданном освобождении многострадальной Москвы от полчищ наполеоновских войск…

В покоренной Москве. Расстрел поджигателей
В. Верещагин. «В покоренной Москве. Расстрел поджигателей». Холст, масло. 1898 г.
Отступление из сожженной Москвы
Ежи Коссак. «Отступление из сожженной Москвы». Холст, масло. 1929 г.

Прохладным утром 8 сентября 1826 года, миновав строгие обелиски и кордегардию Тверской заставы, прибыл в Москву запыленный фельдъегерский экипаж. Промчавшись вдоль длинной оживленной улицы, он въехал на широкую Страстную площадь и остановился у самого начала Тверского бульвара. Из экипажа вышел молодой странник невысокого роста с темными вьющимися волосами.Взглянув на пустынный утренний бульвар, свободный от степенно прогуливающихся нарядных дам и важных кавалеров, он распахнул полы дорожного плаща и с видимым удовольствием глубоко вдохнул пряный московский воздух. Аромат этого воздуха разительно отличался от недавно еще наполнявших его грудь ароматов родового имения Михайловское Псковской губернии. По воле Его Императорского Величества Александра Павловича он вынужден был провести долгих два года вдали от бушующих страстей светской жизни, наслаждаясь уединенной красотой деревенских угодий.

Тверской бульвар в Москве
Огюст Кадоль. «Тверской бульвар в Москве». Бумага, акварель. 1827 г. (в конце бульвара видны колокольня и соборный храм Страстного монастыря).

И вот теперь бессрочному его затворничеству пришел благополучный конец. Счастливому узнику свободомыслия предстояло явиться ко двору императора Всероссийского Николая Павловича, вступившего на престол под печальное эхо декабрьских выстрелов на Сенатской площади Санкт-Петербурга.
Знакомые городские запахи отгоревшего за ночь конопляного масла стеклянных фонарей, свежеиспеченных калачей и пирогов из маленьких лавок, горького дыма печных труб и сладости яблоневых садов – все эти запахи, смешанные в единый неповторимый аромат, возбудили в нем приятные воспоминания детских лет, проведенных в Москве. Вдруг раздался удар колокола и над площадью разнеслись звонкие крики птиц, взлетевших над колокольней Страстного монастыря.

Вид Страстного монастыря в середине XIX века
А. Феррари. Вид Страстного монастыря в середине XIX века.

Странник обернулся и запрокинул голову к сияющим куполам старинной обители. Не отрывая взгляда от птичьей стаи, он весело протянул руку к облачному осеннему небу и радостно произнес:

«Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах»

– тем самым завершив очередные стихи, написанные им по пути следования в Москву. Его большие серо-голубые глаза заблестели, а на смуглом лице с черными густыми бакенбардами обнажилась широкая белоснежная улыбка.

Страстной монастырь. Памятник Пушкину в Москве.
Н. Найденов. «Страстной монастырь». 1881 г. (слева).
«Памятник Пушкину в Москве». 1880 г. (справа) / РГБ.

Теплым утром 6 июня 1880 года на переполненной площади перед Тверским бульваром смолк колокольный звон и стихли звуки оркестра, исполнявшего коронационный марш Мендельсона. Белая пелена скользнула вниз и упала к ногам молодого мужчины дворянского происхождения. Он предстал перед радостной публикой в длинном распахнутом плаще, задумчиво склонив кудрявую голову к святому образу Богородицы над каменными вратами Страстного монастыря. Яркие солнечные лучи пролились сквозь облачное небо над стройной колокольней и осветили всё то же смуглое лицо странника с большими глазами и длинными нестриженными бакенбардами. В это же время раздались восторженные крики «ура», над головами толпы взвились хоругви белого, красного и синего цветов, а бодрые мотивы хорового пения разнесли над шумной площадью «славься, славься, ты Русь моя…».

Открытие памятника А.С. Пушкину
А. Бауман. Открытие памятника А.С. Пушкину. Рисунок с наброска Н. Чехова. 1880 г.

С тех пор как над Страстной площадью прозвучала торжественная музыка Михаила Глинки, странник не покидал своего высокого пьедестала и долгие годы оставался верным спутником и учтивым собеседником монастырской колокольни, отзываясь на ее бронзовый звон бронзовым величием бессменной благородной осанки.

Москва. Тверская площадь
Фотоснимок (фотохром). «Москва. Тверская площадь». 1890-е гг.
Прибытие Николая II и императрицы Александры Фёдоровны в Страстной монастырь
Фотоснимок (колоризация). Прибытие Николая II и императрицы Александры Фёдоровны в Страстной монастырь. 1903 г.

Но вскоре им вместе суждено было услышать другую, трагическую музыку – музыку оружейных залпов, прогремевшую под красными знаменами безжалостной Октябрьской революции, наполнившей площадь горькими нотами исторического произведения.

Страстной монастырь
Почтовая открытка. «Страстной монастырь». 1900-е гг.
Первомайская демонстрация
Первомайская демонстрация. Вид с Тверской улицы в сторону Страстной площади. 1917 г.

30 марта 1919 года Страстной монастырь был упразднен, а звонкий двенадцатитонный голос надвратной колокольни умолк навсегда.

Снятие колокола со страстного монастыря
А. Шайхет. Снятие колокола со страстного монастыря. 1928 г.
Вид на колокольню Страстного монастыря
Вид на колокольню Страстного монастыря. Над арочным сводом главного входа расположена вывеска «Центральный антирелигиозный музей». 1930-е гг.

Позднее, принявшие «новую» веру прихожане, настежь распахнут двери соборного храма, приглашая под его древние своды желающих полюбоваться новейшей экспозицией Центрального антирелигиозного музея.

ид на соборный храм Страстного монастыря
Вид на соборный храм Страстного монастыря. Над входным крыльцом расположена вывеска «Центральный антирелигиозный музей». 1930-е гг.
Антирелигиозный плакат в соборе Донского монастыря
Джеймс Эббе. Антирелигиозный плакат в соборе Донского монастыря (снимки интерьера Страстного монастыря 1930-х гг. не сохранились). 1930-е гг.

А столп высокой колокольни останется лишь жалким урочищем прошлого, сокрытым под красочными афишами агитационных плакатов.

Вид на Страстной монастырь
Вид на Страстной монастырь. Фасад колокольни завешан информационными плакатами по случаю 20-летия газеты «Правда». 1932 г.
Вид на памятник А.С. Пушкину и Страстной монастырь
Вид на памятник А.С. Пушкину и Страстной монастырь. Фасад колокольни завешан информационными плакатами о проведении 4-й Всесоюзной лотереи «Автодора». 1933 г.

Безмолвный странник, понурив кудрявую голову, из года в год с тоской в сердце наблюдал как незамысловатые надписи советского быта, сменяя друг друга, скрывали от глаз прохожих неповторимую красоту каменного творения.

Вид на памятник А.С. Пушкину и Страстной монастырь
Вид на памятник А.С. Пушкину и Страстной монастырь. Фасад колокольни завешан информационными плакатами по случаю премьеры «звукового художественного фильма «Цирк» (режиссер Г.В. Александров). 1936 г.

Но однажды утром 1937 года он не поверил своим глазам, увидев на обветшавшем фасаде колокольни собственное отражение, застывшее над знакомыми строками, обращенными им когда-то к своему доброму другу Петру Чаадаеву:

«Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!».

Вид на Страстной монастырь
Вид на Страстной монастырь. Фасад колокольни завешан информационными плакатами к столетию со дня трагической гибели А.С. Пушкина. 1937 г.

Словно не решаясь занести руку над чуждой святыней старого времени, новое время возложило всю тяжесть ответственности за будущие решения на плечи молодого поэта.
Нет! Не о таких обломках мечтал он. Не такую судьбу он предрекал обновленной России, оказавшейся на руинах прежней веры. Не о такой славе, высеченной на уличном плакате, он грезил.

Вид на памятник А.С. Пушкину и Страстной монастырь
Вид на памятник А.С. Пушкину и Страстной монастырь. Запечатлено начало уничтожения монастыря: разобран шатер колокольни. 1937 г.

Страстного монастыря не стало. Теперь на месте величественной обители и пятиглавого соборного храма, воздвигнутого по велению царя Алексея Михайловича и освещенного в далеком 1646 году, зияла бессмысленная пустота.

Вид на руины Страстного монастыря
Вид на руины Страстного монастыря. 1937 г.

Вечно смотреть на эту пустоту было невозможно равно также как невозможно было допустить посягательства на древнюю святую пустошь. Выход оставался только один…
15 августа 1950 года, под покровом глубокой ночи, бронзовый странник, с неизменно задумчивым видом, покинул свое привычное место на Тверском бульваре и медленно направился в сторону одинокого пустыря.

Перенос памятника А.С. Пушкину
Перенос памятника А.С. Пушкину на противоположную сторону Тверской улицы. 1950 г.

Заняв памятное ему место изящного колокольного столпа и закрепив своей страстной поступью безликие очертания прежней городской святыни, он гордо вознесся над пустынной монастырской землей, окрестив её своим звонким бронзовым именем – Пушкинской площадью.

Вид на Пушкинскую (Страстную) площадь
Вид на Пушкинскую (Страстную) площадь. 1950-е гг.

*****

Там, где взошел на пьедестал
Великий муж первопрестольной –
Там вверх над площадью взлетал
Шатер изящной колокольни.

Там пела струнами псалтырь,
Летели колокола звоны,
Там возвышался монастырь
Страстной целительной иконы.

Он звон на Пасху начинал,
Ведь был ему Кремлем дозволен
Слать общий к празднику сигнал
Для всех московских колоколен.

Он словно замок вековой
Стоял, с могучими вратами,
А под небесной синевой
Кружились галки над крестами.

И мимо кто б не проезжал,
Купец, крестьянин иль правитель –
Чело с восторгом обнажал,
Глядя на славную обитель.

(В. Кудрин-Ситников. 2008)

Для подготовки публикации использованы следующие материалы:
[1] Токмаковъ И.О. «Историко-статистическое и археологическое описанiе Московскаго Страстнаго девичьяго монастыря». / Москва. Печатня А.И. Снегиревой. 1897 г.

Поделиться с друзьями: