Французский след

Вид на Большой Каменный мост
Ноэль Леребур. Вид на Большой Каменный мост со стороны Кремля. 1840 г.

Еще не прошло и одного года с того дня, когда 7 января 1839 года художник и изобретатель Луи Дагер представил на обозрение Французской академии наук волшебное таинство фотографического процесса, а новое изобретение уже успело покорить всю Европу. И вот в 1840 году француз Ноэль Лербур, оказавшись в Москве, устанавливает фотокамеру на высоте Кремлевского холма и направляет объектив в сторону удивительного памятника средневекового зодчества – Каменного моста.

Вид на Каменный мост
Вид на Каменный мост с Пречистенской набережной. 1850-е гг.

Выбор французского фотографа вполне оправдан, ведь такие величественные сооружения как Большой Кремлевский дворец и Храм Христа Спасителя, основанные незадолго до путешествия Н. Лербура в Москву, пока еще не могли пленить его взор и поразить своим будущим великолепием. Не случайно русский историк И. Снегирев, современник Каменного моста, пишет: «Когда еще в Москве не было каменных мостов, тогда Москворецкий каменный мост, соединяющий обширное замоскворечье с Кремлем, Китаем и Белым городом, почитался одним из Московских чудес…» (Снегирев И.М. «Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества», 1852 г.).

Вид на Каменный мост
Вид на Каменный мост со стороны Берсеневской набережной. 1850-е гг.

Мост был возведен по проекту палатного мастера Анце Яковсена, специально приглашенного из Страсбурга русским царем Михаилом Федоровичем Романовым в 1643 году.

Вид на Каменный мост
Вид на Каменный мост и строящийся храм Христа Спасителя. 1856 г.

Всмотритесь в черно-белую фотографию Н. Лербура и быть может в темном силуэте Каменного моста перед вашими глазами оживут яркие страницы далекого времени. Запечатленный образ Каменного моста – один из первых фотографических снимков Москвы! Представьте, что именно такой Москва открывалась перед глазами Николая Васильевича Гоголя и Михаила Юрьевича Лермонтова.

Вид на Каменный мост
Вид на Каменный мост с Пречистенской набережной. 1850-е гг.

Вот так, благодаря изобретению французского художника, французским фотографом увековечен восхитительный шедевр французского зодчего. Необыкновенный средневековый памятник, надежно связавший своей каменной поступью две исторических территории Москвы, был разрушен в 1857 году, но уникальные фотографии, дошедшие до наших дней, будто бы вновь возводят его сказочные черты, рисуя изящную аркаду Каменного моста на фоне современного городского пейзажа.

Обняв особенность мгновенья,
Черты и формы ухватив,
Лаская фокус вдохновенья,
Струился свет сквозь объектив
В темницу камеры-обскуры.
Приняв обличие натуры,
Там оставлял плененный свет
Застывших дней глубокий след,
Поведав тайну негативу …
Теперь волшебный аппарат
Уже музейный экспонат,
Но лет минувших перспективу
Хранит седой фотоальбом,
Связав века живым мостом.

(В. Кудрин-Ситников, 2015 г.)

Поделиться с друзьями: